Будучи сложной смесью обычного здравого смысла, эстетики и мистической философии, Фэн-Шуй являет собой практику, которая берет начало в глубине веков и целью которой является достижение гармоничного окружения.
Сфера применения этой практики очень широка: от планирования целых городов до размещения одного-единственного цветка в вазе; от расположения высотных бизнес-комплексов до создания интерьера скромной гостинки. То, что мы называем атмосферой места, ощущением комфорта или, наоборот, неудобства, китайцы называют Фэн-Шуй. И, в отличие от человека западного мышления, китайцы могут дать логическое объяснение тому чувству умиротворения или тревоги, которое нас охватывает в определенном месте. Утверждается также, что правильный Фэн-Шуй в доме способствует счастью и процветанию. И ничего удивительного: приятный и гармоничный интерьер действительно создает ощущение комфорта и, таким образом, способствует уверенности и успеху.
Ранние китайские летописи описывают идеи и практики, которые сегодня были бы названы Фэн-Шуй, хотя сам этот термин появился в китайской истории гораздо позже. Например, в «Книге песен и гимнов», составленной Конфуцием, говорится, что когда герцог Лю основывал свой город-государство в 1796 году до н. э., он искал идеальное место, где присутствовали бы «Инь и Ян» - это первое упоминание о таком знакомом теперь выражении.
В китайских хрониках IV века до н. э. можно найти упоминания о «гань юй цзя» (прорицателях Неба и Земли) и «ди ли» (географии). В то же время, понятие энергетических потоков, или «ци», широко использовалось в китайской медицине и применялось по аналогии с течениями в геологии. К третьему столетию нашей эры известный прорицатель Гуань Лю написал трактат о «ди ли», который фактически можно считать введением в Фэн Шуй. Два столетия спустя в Цзан Шу - книге, посвященной ритуальным похоронным обрядам и правильному месторасположению гробниц, - используется понятие Фэн-Шуй для обозначения места, защищенного от ветра и вод.
Датируемый же пятым столетием Трактат Желтого Императора и сейчас можно найти в китайских книжных магазинах, но все эти ранние пособия меркнут перед колоссальной популярностью книги Цинг Нан Ао Цзи («Мистическая Голубая Сумка [в значении Вселенной]»), написанной в 880 году н.э. Книга составлена мастером Ян Юн-Цангом и описывает воздействие горных вершин разных форм и других типов ландшафта. Считается, что именно эта книга заложила основы Школы Форм в Фэн-Шуй. Ян Юн-Цангу повезло жить в Гуйлинь, одном из самых живописных районов Китая.
Для тех же, кто жил в менее впечатляющих в топографическом плане регионах, важнейшее значение при постройке домов имели вопросы направления и ориентации. Так появилась Школа Компаса.
Однако, все это не значит, что существуют две разные «школы» Фэн-Шуй. Практики должны ориентироваться в обеих дисциплинах и основывать свои суждения на соответствии места и дизайна множеству критериев. Эти критерии включают в себя и временной фактор, и пространственные координаты, и влияние окружающей среды.
К сожалению, сейчас классические традиции часто упускаются из вида в интересах людей, пользующихся возросшей популярностью Фэн-Шуй в последние годы. В итоге древняя практика сводится к идеям дизайна и личного вкуса, которые путают с более серьезными концепциями, являющимися на протяжении нескольких тысяч лет краеугольным камнем традиционного Фэн-Шуй.
Перевод с английского: Анастасия Савичева